Разработки

 Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 


                                            Разбор задания
Дистанционное обучение
  В этой рубрике
Вы можете посмотреть  ниже
                       и на страницах других блогов "Уроки русского языка" и
                                                                          " Уроки литературы".
1.интерактивные папки-разработки (собрания материалов на одну тему),
2.обучение на интерактивной доске,
3. основные правила орфографии,
4. виды разборов,
5. электронный справочник Розенталя Д.Э и Лопатино
6. основные правила,
7. разные методы и виды работы на уроке,
8. план анализа произведения,
9. разработки по литературе, 
11. дидактический материал к уроку( от Г.И.Азановой) 
12. ДЕМО-урок "Филология"
13. Задания для самопроверки( с подсказкой)
14. Мультимедийные разработки Ольги Гизатулиной.
15 Интерактивные плакаты от Людмилы Тяжелковой "Искусство" и другие.
16.Презентаций,  аудиокниг,  видеороликов  и фильмов ,

       
 
       1.  Интерактивные папки -
это собрани материала( тестов, презентаций, таблиц и т.п.):
1. Гласные после шипящих и ц.
2. Правописание приставок. Приставки на з и с.
3. Фонетика.
4.Простые предложения.Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.
5. Простые предложения. Второстепенные члены предложения. Обособления.
6. Все о самостоятельных  и служебных частях речи (сборник презентаций и разработок). Теория.
7. Фразеология.
8. Словообразование и морфемика.
9. Правописание приставок. Ъ и ь.
10. Все о словообразовании.
11.Схемы и тесты( сборник).
12. Сборник презентаций и разработок по лексике.
13. Сборник по морфемике.
14. Сборник работ по фонетике.
15 Собрание разработок по развитию речи.
16. Все по орфографии( тесты и презентации).
17. Все по синтаксису.
18. К урокам литературы и русского языка ( 5 класс).
19. Разработки к ГИА РЯ.
20 НЕ с раным частями речи.
21.Говори правильно. Словарик ударений
22. Все о чужой речи( презентации, урок, видео)

Разработки, дополнительное к урокам литературы
                                                                 Говори правильно.  Словарик ударений.
Деепричастие

Имя числительное



Источники: Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением. - М.: "Лист", 1998;электронная версия – http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Разработки, дополнительное к урокам литературы

Ф.И. Тютчев

 

Нам не дано предугадать, как  слово наше отзовется...  

   

"Она сидела на полу..." (Исполняет И. Смоктуновский)

 

"Последняя любовь" (Исполняет П. Морозов) 

 

 

"Безумие"



 

"Есть в осени первоначальной".

..  

 

"Она сидела на полу.." (Исполняет А. Домогаров)




 

"Люблю грозу в начале мая"

  

 

"Чародейкою луною околдован... "

  

 

"Листья"


 

Романс на слова Ф.И. Тютчева "Нет, не любил он" 

 

Романс на стихи Ф.И. Тютчева "Я встретил вас" (Исполняет Б. Штоколов) 

 

Ещё одно исполнение романса "Я встретил вас". Поёт О. Погудин! 

 

Биография Ф.И. Тютчева. Часть 2

Автор, сценарист и режиссер фильма - заведующая лабораторией 

ТВ и ТСО БГИТА, к.ф.н. Н.Н. Нифагина

  

Биография Ф.И. Тютчева. Часть 1

  

 

Лирика Ф.И. Тютчева. Лекция В. Бака   


Последняя любовь Ф.И. Тютчева. 

Автор: Фёдор Тютчев Режиссёр: Игорь Штернберг 
В ролях: Василий Лановой, Елена Ручкин,
Иван Штернберг

   

"Осенний вечер" (Исп. А Покровская)

  

"Безумие" (Исп. И. Смоктуновский)

2.   Направление, род и жанр.

3.   Тематика и проблематика (основные темы и проблемы).

4.   Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка).

5.   Основные герои (их место в образной системе). В лири­ческом стихотворении: образ лирического героя.

6.  Сюжет и композиция.

7.  Художественное своеобразие:      

 портрет;—        пейзаж;—        художественные детали;

        средства поэтической выразительности (тропы);

        особенности языка произведения;

        особенности поэтического синтаксиса;

        особенности фонетической организации (звукопись).

8.  Для лирических стихотворений:

        стихотворный размер;

        особенности рифмы;

        строфика.
9.  Значение произведения:

        место произведения в творчестве писателя;

        значение в литературной жизни эпохи;

        значение для последующих эпох;

        взаимосвязи с произведениями того же автора и других писателей.
 Работая над произведениями по этому плану, обратите осо­бое внимание на те вопросы, которые важны не только для под­готовки материала для сочинения (задание С5), но и для отве­тов на задания частей В и С1-С4. С этой точки зрения важно не только отметить направление, в рамках которого создано то или иное произведение, его жанр, выделить особенности компози­ции и ключевые моменты сюжетного развития, дать краткую характеристику основных героев, идейно-тематического со­держания и рассмотреть вопрос об авторской оценке изобра­женного, но и привести примеры взаимосвязи по разным аспек­там с произведениями других писателей. Ведь в задание С2 и С4 вопрос о литературном контексте включается как обяза­тельный. Далеко не всегда в условиях работы на экзамене удается быстро найти ответ на такого рода вопросы — к ним лучше подготовиться заранее. По нашему плану это можно сделать в пункте 9, где рассматривается значение произведения. На­пример, говоря о романе Лермонтова «Герой нашего времени», следует отметить, что он не только продолжает начатую Пушкиным в романе «Евгений Онегин» тему «героя времени», но и открывает путь в разработке этой темы для писателей второй половины XIX века. При этом необходимо подчеркнуть, что постепенно меняется отношение к тому типу личности, который появился в романах первой половины XIX века и потом получил название «лишний человек». Писатели второй половины XIX века видят в нем скорее слабости и недостатки, чем достоинства. Таковы герои этого социально-психологического типа в произведениях Тургенева «Дневник лишнего человека», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», в поэме Некрасова «Саша», в романе Гончарова «Обломов», в повести Чехова «Дуэль». И хотя тип «лишнего человека» принадлежит литера­туре XIX века, сама проблема поиска «героя времени» остается актуальной и в литературе XX столетия, например в романе Пастернака «Доктор Живаго». Кроме того, важно отметить и те художественные достижения Лермонтова, которые нашли продолжение в русской литературе. Прежде всего здесь следует сказать о становлении жанровой формы русского реалистического социально-психологического романа второй половины XIX века. Особенно важны открытия Лермонтова оказались для формирования толстовского психологического метода «диалектики души».
Другой пример — из лирики: говоря о стихотворении Пушкина «Пророк», можно выделить в нем определенную традицию, идущую от духовных од М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что здесь Пушкин впервые в русской литературе возвел поэта на уровень пророка, определив тем самым одну из важнейших особенностей русской литературы в целом. Именно после Пушкина утвердилось представление об особой роли в обществе поэтов, призванных к служению, подобному пророческому. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до смерти в 1841 го­ду. Затем ее подхватили писатели второй половины XIX века — Достоевский, Толстой и многие другие, ставшие для все­го мира олицетворением той особой миссии писателя, которую русский поэт XX века Е. Евтушенко определил словами: «Поэт в России — больше чем поэт».
Наконец, обратимся еще к одному очень важному вопросу, касающемуся подготовки текстового материала к эк­замену. Речь пойдет о лирике, которая представлена в кодификаторе очень объемным списком произведений разных поэтов XIX и XX веков. Как правило, в темах сочинения 3-й части предполагается рассмотреть не какое-то одно определенное стихотворение того или иного автора (это содержится во второй части работы), а целый идейно-тематический пласт. Например, в демонстрационном вари­анте третья тема (С5.3) звучит так: «Что придает трагизм теме Родины в лирике С.А. Есенина?». Такая же особенность вопросов этой части была характерна и для КИМов ЕГЭ по литературе прошлых лет, например в 2008 году: «На какие особенности поэзии А.А. Фета указывал Л.Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?». Очевидно, что эта специфика останется и в КИМах ЕГЭ по литературе, по которым вам предстоит сдавать экзамен. Это обусловливает необходимость заранее рассмотреть списки стихотворений по творчеству каждого из поэтов, представ­ленных в кодификаторе, и определенным образом сгруппировать их произведения.
Для примера обратимся к разделу по творчеству Пушкина: в кодификаторе дан список из 25 стихотворений. Как лучше их расположить при подготовке к экзамену? Конечно, можно выбрать традиционный путь — хронологический. Он вполне оправдан при изучении произведений поэта в школе на историко-хронологической основе, поскольку позволяет проследить творческий путь писателя, его эволюцию. Но для целей подготовки к сочинению по лирике лучше обратиться к другому принципу — тематическому. Тем самым вы сможете заранее определить круг тех стихотворений, на которые будете ориентироваться при написании сочинения. Разумеется, этот круг может быть расширен за счет произведений, не вошедших в кодификатор, но те из них, которые соответствуют теме сочинения, безусловно, должны быть рассмотрены.
На основании списка стихотворений по творчеству Пушкина можно выделить следующие тематические группы: вольнолюбивая, гражданско-патриотическая, философская, пейзажная лирика, тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы. В соответствии с этими темами определим группы стихотворений (внутри таких групп можно использовать хронологиче­ский принцип):
1.   Вольнолюбивая лирика: «К Чаадаеву», «Деревня», «По­гасло дневное светило...», «Узник», «Свободы сеятель пус­тынный...», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
2.   Гражданско-патриотическая лирика: «К Чаадаеву». «Де­ревня», «Во глубине сибирских руд...», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...».
3.   Философская лирика: «Свободы сеятель пустынный...», «Анчар», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «Вновь я посетил...».
4.   Пейзажная лирика: «Погасло дневное светило...», «К морю», «Зимняя дорога», «Анчар», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Вновь я посетил...».
5.   Тема поэта и поэзии: «Разговор книгопродавца с по­этом», «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
6.   Тема любви и дружбы: «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Няне», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...».
Следует учитывать, что стихотворения разных тематических групп могут повторяться, поскольку у Пушкина часто в одном стихотворении можно выделить несколько тем. Так, на­пример, стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») можно отнести к лирике дружбы, поскольку в нем речь идет о лицейских друзьях поэта и оно посвящено дате основания Царскосельского лицея; его можно рассматривать в связи с эволюцией темы свободы в творчестве Пушкина; в этом стихотворении выражены философские размышления поэта о неумолимости хода времени, о связи мгновения и вечности, памяти и забвении, о роли судьбы.
Итак, мы завершили рассмотрение очень важного аспекта подготовки к ЕГЭ по литературе, касающегося его содержательной части. По сути, если вы хорошо ориентируетесь в идейно-художественном содержании произведений, знаете и умеете использовать в их анализе теоретико-литературные понятия, понимаете историко-литературные взаимосвязи, то большую часть подготовки к ЕГЭ по литературе можно уже считать выполненной. Но есть еще один важнейший аспект этой работы: вам нужно научиться на основе всех этих знаний выстраивать письменные развернутые ответы на вопросы, писать сочинение. Этому и будет посвящена следующая глава пособия. Но прежде чем перейти к ней, проверьте свои знания.

Виды разборов
Фонетический разбор
Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо:
- определить количество слогов;
- установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;
- охарактеризовать каждый звук.

Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: ооод-ние-ство.
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).
Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экзаменом, мне больно, ранен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).
Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: электростанция.
Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:
  • буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи - [ручйи];
  • несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик – [вощик], детский – [д'эцк'ий].
В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они находятся, гласные звуки – а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] – делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио – [рад'ио].Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.
30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б - б', в - в', г - г', д - д', з - з', к - к', ,л - л' ,м - м', н - н', п - п', р - р', с - с', т - т', ф - ф', х - х'].
Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими непарными, – [й, ч, щ].
Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].
Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе – [кт'эб'э], к дому - [гдому]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал – [ид'эал], в идеале – [выд'эал'э]).
В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной — [м'исной] и [м'эсной], (о) терпении – [т'эрп'эн'ии], [т'эрп'эн'ийэ], [т'ирп'эн'ии] и [т'ирп'энийэ], цепочка – [цэпочка] и [цыпочка].

Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).
1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),
звонкие, глухие (парные, не­
парные), какой буквой обозна­чены.
5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора
отбелить
о-тбе-лить 3 слога
3-ий слог является ударным [адб'ил'йт']
[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;
[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д']); звонкий, парный (пара [т]); обозна­чен буквой «т»;
[б'] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п']);обозначен буквой «б»;
[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;
[л'] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозна­чен буквой «л»;
[и] — гласный, ударный; обо­значен буквой «и»;
'] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д']); обозна­чен буквами «т», «ь».
7 звуков, 8 букв
Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.
Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).
Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый
не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт, прилагательное же богатый утратило отношения
производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.
Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.
Окончание- это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто
грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.
В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:
  1. наречия,
  2. деепричастия,
  3. сравнительная степень прилагательного,
  4. некоторые существительные (пальто, шоссе),
  5. некоторые прилагательные (беж, мини),
  6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).
Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание.
Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в домe Разбор слова по составу (морфемный анализ). Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.
Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:
  1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – садnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), снегnl Разбор слова по составу (морфемный анализ);
  2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радостьnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), мышьnl Разбор слова по составу (морфемный анализ); им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустенnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), обиженnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), снятnl Разбор слова по составу (морфемный анализ);
  3. им.п. некоторых числительных: двенадцатьnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), шестьnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), одинnl Разбор слова по составу (морфемный анализ);
  4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулокnl Разбор слова по составу (морфемный анализ) (чулк-и), семейnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), (се[м ' й a Разбор слова по составу (морфемный анализ)]);
  5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсовnl Разбор слова по составу (морфемный анализ) (ср. Зевсовa Разбор слова по составу (морфемный анализ)), сестринnl Разбор слова по составу (морфемный анализ) (сестринa Разбор слова по составу (морфемный анализ)), рыбийnl Разбор слова по составу (морфемный анализ) (ры[б' й a Разбор слова по составу (морфемный анализ)]).
  6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шелnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), разговаривалnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), находилсяnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), приходилnl Разбор слова по составу (морфемный анализ) бы, заблудилсяnl Разбор слова по составу (морфемный анализ) бы.
Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (теньnl Разбор слова по составу (морфемный анализ)) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. ножnl Разбор слова по составу (морфемный анализ) и рожьnl Разбор слова по составу (морфемный анализ)).
Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (больnl Разбор слова по составу (морфемный анализ), бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелo Разбор слова по составу (морфемный анализ)сь.
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания).
Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.
Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без
данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.
Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:
  1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
  2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
  3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).
Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например,
-тель- суффикс лица (читатель),
-к- суффикс предмета (терка),
-ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность),
-ний- суффикс действия (горение),
-ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).
Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).
Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).
Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:
  1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
  2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
  3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
  4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
  5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.
Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).
Корень- главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить).
В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).
Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

o Разбор слова по составу (морфемный анализ) По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

Порядок разбора
  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).
Образец разбора
Городской.
Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.
Окончание –ой.
Основа городск-.
Корень город-.
Словообразовательный суффикс –ск-.
sostavslova Разбор слова по составу (морфемный анализ)
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Ветер по морю гуляет…
(По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море; н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.; обстоятельство.
Морфологический разбор глагола
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф.- работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.
Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой
Светлей (струя)- им. прилаг., обозначает признак предмета, струя (какова?) светлей; н.ф.– светлый, качеств., в сравнит. степ. ср.; сказуемое.
Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой; н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.; определение.
Морфологический разбор имени числительного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж).
2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль ( чаще вместе с существительным, к которому относится).
Образец разбора.
Школьный участок занимает десять гектаров.
Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять; н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.; дополнение.
Морфологический разбор наречия
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд по значению.
2. Неизменяемость.
3. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
С севера порывисто дул ветер.
Порывисто – наречие, обозначает признак действия, дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.; обстоятельство.
Морфологический разбор причастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.
Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш-(ая); н.ф.- остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.; определение.
Окутана - особая форма глагола – причастие, (какова?) окутана, окутаннаяокутать+ -нн-(ая); н.ф. – окутанный, страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; в краткой форме, в ед. ч., ж. р.; сказуемое.
Морфологический разбор деепричастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1.Вид.
2.Возвратность.
3 Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.
Окутывая - особая форма глагола – деепричастие, (как? что делая?) окутывая, окутывать + -я-; несов. в., невозвр., неизмен.; обстоятельство.

Морфологический разбор предлога
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Простой или составной.
2. Производный или непроизводный.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
По небу метались встревоженные галки.
 
Морфологический разбор союза
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).
2. Простой или составной.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.
Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения; подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).
2. Неизменяемость.
Образец разбора.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
И – частица, вносит дополнительное значение усиления, модальная, усиление, неизменяемая.
Не – частица, служит для выражения отрицания, модальная, отрицание, неизменяемая.

Cинтаксический разбор простого предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа — костер светит. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.
Схема предложения:
shema 11 Cинтаксический разбор простого предложения
В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.
Схема предложения:
shema 2 Cинтаксический разбор простого предложения

В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.
Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.
shema 3 Синтаксический разбор сложного предложения
Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.
2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).
Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.
shema 4 Синтаксический разбор сложного предложения
Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Лексический разбор слова
Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)
1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).
2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
3. Значение прямое.
4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.
5. Слово заимствовано из латинского языка.
6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).
7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Интерактивные методы на уроках русского языка


( из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Можарская СОШ» Бахмутовой Елены Геннадьевны )
21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий,призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный,конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся,основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества,самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Устная работа
1. Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте,а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
2. Провожу взаимопроверку правила (устный опрос).Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их.Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
3. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает,другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить».Она полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л, лл)екц..я, (не)брежно, выр..щенный.

Письменные работы
1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит,сколько должно быть слов или словосочетаний.

2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам,чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность,способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

3. После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос ( устно) и два практических вопроса
(письменно ). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
4. Ребята часто получают на дом задания творческогохарактера ( написать сочинение,сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку. Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, то есть выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят,работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.

5. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант ( по следам сделанных в тетради ошибок ), дети готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

С5 класса можно начинать работу в группах.Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека).Также в 5 – 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

1. «Кто больше?..» ( «Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

2.Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

4. Аукцион вопросов по теме ( каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду ). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат,быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами.Разделив ребят на группы, предлагаю им, в зависимости от учебной ситуации,выступить в роли редакторов, корректоров,оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.

В качестве дидактического материала предлагаю игру «Определи пару»
  При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры.Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения.Практикую игру и в начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.
  На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:
подстричься - овчинный –
пятачок - расписка–
пчелка - жильё –
косьба - досуха –
объяснить - беседовал –
умываешься –
Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно).Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмем, к примеру, слово старьё.Ученик будет прав, если запишет его не только напротив слова жильё(правописание разделительных ъ и ь), но и в паре со словами пятачок, овчинный, косьба, объяснить, жильё(правописание проверяемых безударных гласных в корне слова). Слово колет ученик должен записать напротив слова умываешься (правописание безударных личных окончаний глаголов). А как поступить со словом предостеречь? В нем встретились орфографические правила на правописание неизменяемых приставок (пред-, о-), непроверяемой безударной гласной в корне слова, ь на конце глагола в неопределенной форме после ч.Учащиеся соотносят слово предостеречьсо словами в столбике. Получаются следующие пары:
подстричься, предостеречь – (правописание неизменяемых приставок, ь на конце глагола в неопределенной форме после ч);
объяснить, предостеречь – (правописание неизменяемых приставок);
беседовал, предостеречь – (правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова).
  Эту игру можно провести по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берет карточку, размышляет, куда записать слово,вставляет и объясняет пропущенные буквы. Приведу пример.
С л о в а   н а д о с к е:
Груз..ик - пр..града –
бе..порядок - мяч..к –
стари..ый - ч..рный –
ни..кий - дыш..щий –
пред..стория - выкач..нная (из подвала бочка)–
парч..вая - жгуч..-
ц..гейка – выт..рать –
К а р т о ч к а   с о   с л о в а м и
Вя..кий, были..ый, с..грать, ситц..вый,ц..стерна, ж..лтый, камен..ик, свеж.., ра..бежаться, соб..ру, овраж..к,бор..щийся, расстрел..нный, пр..вокзальный.
   Выполненная работа выглядит так (работа приведена без условных обозначений):
грузчик – каменщик
беспорядок – разбежаться
старинный – былинный
низкий – вязкий
предыстория – сыграть
парчовая – ситцевый
цигейка – цистерна
преграда – привокзальный
мячик – овражек
черный – желтый
дышащий – борющийся
выкаченная – расстрелянный
жгуч – свеж
вытирать – соберу
  Иногда эту игру провожу в форме соревнования между двумя командами или рядами, сама же наблюдаю за ходом игры, веду учет ошибок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.Эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления,повышает сознательность в применении правил.
Игру«Определи пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.
П р и м е р ы н а д о с к е:
тертый калач- отдать богу душу –
ни рыба ни мясо- кот наплакал –
дать нагоняй- с пустыми руками –
   Фразеологизмы,читаемые учителем: Несолоно хлебавши, приказать долго жить,с гулькин нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске (в нашем случае – во все лопатки). В таком случае пары не будет.
Полученные пары фразеологизмов:
тертый калач –стреляный воробей
ни рыба ни мясо –ни богу свечка ни черту кочерга
дать нагоняй –намылить шею
отдать богу душу –приказать долго жить
кот наплакал – с гулькин нос
с пустыми руками –несолоно хлебавши
В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы,недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь.
Игру«Определи пару» провожу как в письменной, так и в устной форме.Эта игра способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка.
Игра «Фонетический турнир»
Фонетический турнир проводится в 5-ом классе после изучения раздела «Фонетика. Графика».Класс можно разделить на две команды. По условиям игры за правильный ответ на вопрос в течение одной минуты команде зачисляется определенное количество очков. Если одна команда не отвечает на вопрос, предоставляется возможность отличиться другой команде. Победителем окажется команда, набравшая большее количество очков.
После жеребьевки, в которой определяется, какая команда игроков будет отвечать первой, следует конкурс-разминка для обеих команд. Участники должны назвать звук или букву ( каждой команде дается по шесть карточек – по числу игроков ). За правильный ответ полагается до шести баллов, то есть каждый участник игры для своей команды может заработать одно очко.
Представитель команды, получивший по жребию право первой отвечать на вопрос, подходит к столу и вытягивает номер вопроса. Учитель берет соответствующую карточку, читает задание и открывает на доске записанную заранее и пронумерованную практическую часть к нему (предложение, слово, звукосочетание и так далее). В некоторых случаях учащимся предлагаются карточки-таблицы (например, с записью букв,пропорций).

Вопросы и задания
1. Отгадайте загадку: Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.
Сколько раз встречается звук [ш]и какими буквами он обозначается? (До 4 очков).
2. Сколько раз в этой загадке встречается звук [п] и каими буквами он обозначается? (До 4 очков).
3. Объясните, почему А.С. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рифмует: Белолица,черноброва, нраву кроткого такого? (1 очко).
4. Почему звук [ц] можно назвать одиноким? (1 очко).
5. Составьте алфавитный список фамилий: Крючков, Кузнецов, Кузнецова, Кузьмин,Корчагин, Капустина. (1 очко).
6. Блиц-опрос. (До 5 очков).
Сколько букв в алфавите?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных букв?
Какие две буквы в русском алфавите называют немыми?
Можно ли поставить знак равенства между словами азбука и алфавит?
Что изучает раздел науки о языке«Фонетика»?
Что изучает раздел науки о языке«Графика»?
Чему нас учит орфоэпия?
Каких звуков больше, гласных или согласных, мы употребляем в речи?
7. Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков. (1 очко.)
8. Чем отличается звонкий согласный от парного ему глухого? (1 очко.)
9. Приведите примеры слов, в которых буквами б, в, г, д, ж, з обозначаются глухие согласные звуки. Как называется этот процесс? (1 очко.)
10. Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков? (1 очко.)
11. Какие слова нельзя разбить для переноса? (До 3 очков.)
12. Что общего в сочетаниях: чн, чк, нч, нщ, рщ,щн, ст, нт? (1 очко.)
13. Сколько,когда и какие звуки могут обозначать буквы е,ё, ю, я? Привести примеры. (До 5 очков.)
14. Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь? Как это прояснить на письме? Полки – полки; парить – парить; орган –орган.
15. Прочитайте слова, потом произносите звуки в обратном порядке, чтобы получить из звуков одного слова другое. (До 9 очков.)
Лён – цифра (ноль);
Лей – название дерева (ель);
Лоб – название настила (пол);
Люк – большой мешок (куль);
Ток – домашнее животное (кот);
Шёл – неправда (ложь);
Шей – просьба (ешь);
Куб – связка, охапка чего-либо (пук);
Лёд – материал для крыши (толь).
16. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот,дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? (1 очко.)
17. В каких словах по 100 согласных? (До 4 очков.)
18. Сколько букв о в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясните, куда они подевались? (1 очко.) Звонят во все колокола.
19. Игорь написал на доске прописью: Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Допустил ли он в вычислении ошибку? (1 очко.)
20. «Информация к размышлению». Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника (запись на доске): «Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский».
- Как вы думаете, он сможет стать артистом?
- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Евстигнеев берет ручку и пишет:
- Никада!
-Почему так ответил Евстигнеев?
Все вместе приходим к следующему выводу. Едва ли пятиклассник, допускающий так много ошибок,может стать актером: во-первых, он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов;во-вторых, он плохо учится, значит, у него нет силы воли, а ведь труд актера требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е. Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.
В результате участники турнира приходят к выводу: в разговорной речи произношение слов нечеткое, торопливое, поэтому они сливаются и получаются «ослышки»; чтобы тебя правильно услышали и поняли, старайся произносить слова отчетливо,правильно использовать ударение, паузы, скорость речи.

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы» (второй урок).


Цели урока: углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.
Оборудование:«Школьный фразеологический словарь русского языка», карточки с заданиями,рисунки детей.
Ход урока
1.Организационный момент.
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
- Не дерись
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши –
Уже пора.
Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час
Еле живой
Петушок
Идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двор
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
2. Слово учителя:-Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами и побываем вместе с вами в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:
1) Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.)
2) Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Неизменная структура; собственное единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.)
3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными;могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)
4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи).
5) Назовите «адрес» словаря, в котором собраны фразеологизмы. («Школьный фразеологический словарь русского языка»).
-С вопросами вы справились, ответили на них хорошо. Но нам предстоит еще выполнить ряд заданий, где нас ждут неожиданные радостные открытия.
3. Закрепление изученного.
а) Орфоэпическая минутка.
Обратите внимание на ударение: Гроша ломаного не стоит.
Семи пядей во лбу.
Львиная доля.
Смотреть сквозь пальцы.
Обвести вокруг пальца.
- Значение всех фразеологизмов вам понятно? Давайте обратимся к словарю.
б)Работа со словарем (у каждого ученика на парте лежит «Школьный фразеологический словарь русского языка»).в) Выполнение упражнений.
1. Как называется явление, представленное в следующем предложении? (Синонимия).
Стали искать проводника, а
его и след простыл;
его поминай как звали;
он сквозь землю провалился.Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой.
2. Как называются слова с противоположными значениями?Антонимы встречается и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару: кот наплакал; хоть иголки собирай; слова не вытянешь; куры не клюют;
хоть глаз выколи; рта не закрывают;
по чайной ложке; на ночь глядя;
чуть свет; не покладая рук;
повесить нос; воспрянуть духом;
сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;
душа в душу; единым духом.
(Все слова даны на карточках, написаны в два столбика).
3. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака.
Приводить в ярость – действовать на нервы – доводить до белого каления – выводить из равновесия. (Примеры записаны на доске).
4. Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):
Глеб у доски повесил …
Краснеет до корней …
Он в этот час, как говорится, готов сквозь …
О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?
5. Героями многих фразеологизмов являются животные.Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма,составьте с любым из них предложение.
На ухо наступил…;
покупать … в мешке;
смотрит как … на новые ворота;
биться как … об лед.
6. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят… о кротком,безобидном человеке;
о чувстве большой неловкости, стыда;
о человеке,который пришел не вовремя, некстати;
о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.
(Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы).
- Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой.
4. Выступление учащихся.
(Например, фразеологизмы: остаться у разбитого корыта, спору нет, глаз не сводит, белены объелась - стали известны благодаря таланту А.С.Пушкина. Фразеологизмы: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался – И.А. Крылову.)
- Наше путешествие продолжается. Мы останавливаемся на проспекте Крылатых выражений. Сейчас вы познакомитесь с историей возникновения некоторых крылатых выражений. С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык»,«голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольёшь»… Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту. Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.
Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий,явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты,можно разделить их на четыре группы:
Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.
Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья.
Устойчивые сочетания слов,возникшие из различных ремёсел.
Крылатые слова.
Фразеологические обороты, входящие в каждую группу, имеют интересную, увлекательную историю происхождения.
Выступление учащихся.
Кричать во всю Ивановскую.
Это выражение связано с московским Кремлём.Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской.На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Юрьев день. Вот тебе и Юрьев день.
Выражение «Юрьев день» обозначает короткий период полного освобождения от всяких обязательств.«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»говорят, когда хотят сказать о неожиданной неприятности. Выражение это восходит к XVI веку и связано с отменой прав крепостных крестьян переходить от одного помещика к другому в осенний праздник святого Юрия.
Казанская сирота.
В 1552 году войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства - город Казань. Чтобы удержать в покорности её население, русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей и мирз. Многие князья охотно шли навстречу к новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.
Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и жалований.
- Ребята, подобных выражений очень много.Если они вас заинтересовали, вы можете работу продолжить и собрать материал для исследовательской работы. А также поинтересуйтесь, понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями нашего села.
- Наше путешествие продолжается. На улице Творчество нам предстоит еще одно испытание – конкурсы, для выполнения которых вам необходимо образовать команды и посоревноваться. Давайте разделимся на три группы по принципу – в первую войдут те, кто ассоциирует себя с Луной, во вторую – те, кто ассоциирует себя с Солнцем, в третью – те, кто считает, что похож на звезду. Что ж, ни пуха ни пера!
5. Выполнение творческих коллективных заданий:
а) конкурс живописцев.
Учитель показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.
Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.
б) конкурс «Путаница».
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить: Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство.Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.
в) Конкурс «Кто больше?»
Учитель называет слово, команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово: нос, рука, голова,глаз, палец.
6. Домашнее задание: 1) сочинить сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм или 2)написать историю, используя несколько фразеологизмов.
7. Рефлексия и подведение итогов урока.
Вопросы классу:
- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”?
- Чему научились?
- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно сегодня понравилось?
Литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1987.
  2. Васильева Ф.И, Лихошерст Н.В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
  3. Зобернюс О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка. //Русский язык в школе// 2008, № 7.
  4. Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.
  5. Севостьянова Т.И. Клуб знатоков: фонетический турнир. //Русский язык в школе// 2005, № 3.

1 комментарий: