20.06.2017

Формирование учебной мотивации

Формирование учебной мотивации 
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности .  Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
 IVСоциальные
1  - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,  а о  недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать  в группе, а  общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
При организации учебной деятельности, изуче­ние каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-позна­вательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, Это дости­гается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, раскроить и сшить фартук, выполнить латку на изделии);
б) рассказа учителя о теоретической и практи­ческой значимости предлагаемой темы (например, починить изделие);
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например, раскрой и пошив фартука в различных вариантах, наволочки).
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта зада­ча является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится кроить и шить фартук.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и са­мооценки возможностей по изучению данной темы.
После постановки задачи намечается и обсуждает­ся план предстоящей
1. Принципы инновационного обучения русскому языку:
принцип     дидактической     метафоризации     лингвистических сведений,
- принцип раскрытия творческих способностей приобретать активным путем знания в системе,
- принцип взаимосвязи рационального и эмоционального.
- частнометодический принцип коммуникативной достаточности, функционирующий при отборе и оценке текстового материала, вводимого в уроки;
2. Методы инновационного обучения русскому языку:
- метод проблемной наглядности,
- метод лингвистической аллюзии,
- метод активизации ассоциативных связей;
3. Приемы работы на уроках русского языка:
- ассоциативный,
- "немой" вопрос,
- прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
- прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
Опора на науку инноватику позволила разработать методику обучения русскому языку на уровне инновационной технологии, обеспечивающей функционирование поисково-технологической модели одновременно на организационном, материально-дидактическом и структурном уровнях.
Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:
- в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),
- в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).

Таким образом организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.
Материально-дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией лингвистической наглядности
обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие -инновационная опора (лингвистическая метафора-образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом) - и результаты ее трансформации: 
схема-опора, 
рисунок (картина)-опора, крок, компакт, 
учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора, "провоцирующая" ученика на учебное действие, на "расшифровку" системно-структурной модели в режиме продуктивного творчества, выступает ориентировочной основой умственного действия.
Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.
Так, схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.
Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.
Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.

Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.

Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.

Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения-лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.
Мы считаем допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.
Такой опорный конспект - это 1) перенос лингвистического содержания темы в новые "наглядные" условия, дополнение или частичное изменение заданных условий, 2) внимание к орфографическим трудностям, преодолеваемым с помощью знания изученной теории и зафиксированным на опоре, 3) рассказ по ней. И конспект-опора, и учебный клип - своеобразная индивидуализированная информация, основа творческого освоения знаний одновременно с умениями, продукт познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций, результат воображения и продуктивного мышления.

1. Приемы и стратегии учебной рефлексии.
  • ·       Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).
Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.
Плюс

минус

интересно


Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.
  • ·       Концептуальная таблица. Этот прием очень полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.

Категория сравнения
Категория сравнения
Категория сравнения
Категория
сравнения
Персоналии, факты                 




Персоналии, факты                 






 2. Приемы, направленные на развитие критического мышления.
  • ·       Прием «толстые и тонкие вопросы». Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет если…?
На что похоже…?

Кто? Что?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли…?
Было ли…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?

  • ·       «Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
  • ·       Прием «Верите ли вы…?»
Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат. Можно использовать этот прием с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой.

№ вопроса
№ вопроса
№ вопроса
№ вопроса
ученик
да
нет


учитель





  • ·       Прием «Рефлексивные вопросы».
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
  1. Что показалось вам сегодня трудным?
  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  6. Были ли моменты недовольства собой?
  7. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
  8. Заметили ли вы свои успехи…?...
  • ·       Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
  • ·       Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
3. Приемы и методы проектной технологии
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.
Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает  урок интересным, содержательным и увлекательным.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат.
Для его создания используем:
  • «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).
Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

4. “Линия времени”.
 Начертить  на доске линию, на которой обозначаются  этапы изучения темы, формы контроля; проговаривать  самые важные периоды, требующие  от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе можно найти  уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

5. Метафоры.
 С точки зрения НЛП метафора не тождественна “метафоре” в филологии, хотя в основе тоже сходство. В НЛП метафора – притча. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.

Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.

6. Создание ситуации успеха т
Позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса можно отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Растёт уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

7. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство.
Нужно педагогу заблаговременно вывешивать  на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. 

8.  “Защитный лист”. Предпочтительнее проводить в старших классах.
Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно  держать  ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда можно набрать  материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

9. Оценка – не отметка.
 Отмечать  вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

10. Кредит доверия.
 В некоторых случаях ставить  отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что педагог верит  в ученика , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

11. Образовательная стратегия.
 – Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?
 – Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
 Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

12. Закрепление правил в игре с мячом.
 Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

13. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
 Упражнения типа:
 -  Что ты видел, слышал, чувствовал,  
  •  когда ехал в школу;
  •  во время прогулки по осеннему парку;
  •  когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
  •  на берегу моря  и т.д.
 14. В начале урока:
 – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
 – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
 – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
 – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

 15. “Да-нетка”
 Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:
 – связывать разрозненные факты в единую картину;
 – систематизировать уже имеющуюся информацию;
 – слушать и слышать соучеников.

 Например, педагог загадывает  какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

16. “Оратор”.
 За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

17. “Автор”.
 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
 … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

18. “Фантазёр”.
 На доске записана тема урока.
 – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………
 – Вот видите, как важно…..

19. Эмоциональный отклик, отношение к  теме урока  через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
 – Что вы уже знаете об этой теме?
 – Подберите слова об этом или на эту тему…….
 –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

20. “Кумир”
 На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

21. “Профи”
 Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

22. “Суд”.
 Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок     интересным, весёлым и запоминающимся

Приемы педтехники А. Гина на разных этапах урока

  Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.
 Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.    
При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1.  ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА. 
  2.  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК. 
  3.  ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. 
  4.  ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА.
  5. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ.
  6. ЭПИГРАФ.
  7. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (по М.И.Махмутову).
  8. ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА
         Учитель дополняет реальную  ситуацию фантастикой.
          Вы можете переносить учебную ситуацию  на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение/ животное и рассмотреть его в реальном биоценозе;  перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК
        Учитель начинает урок с "настройки".
         Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушу­точной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубо­кими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. По­том попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".
         Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуж­дающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традици­онного разбора домашнего задания. С интеллек­туальной разминки — два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — на­строить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
         Когда класс слабый, труд­но настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) опреде­ленным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА
         В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.            Например,  на   уроках  русского языка и литературы можно употребить множество приемов  целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов  целеполагания.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА,
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  1. ТЕМА-ВОПРОС.
  2. РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ.
  3. СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА.
  4. ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ.
  5. ГРУППИРОВКА.
  6. ДОМЫСЛИВАНИЕ.
  7. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ.
ТЕМА-ВОПРОС
         Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.            Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:                                                                                                                                                                                                                                                                          
  1. Повторить знания об имени прилагательном.
  2. Определить, с какими частями речи сочетается.
  3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
    1. Определить закономерность изменений, сделать вывод.                         
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ
         На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

ИСКЛЮЧЕНИЕ
         Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.  
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.                                                                              
    Например, тема урока "Дикие животные".

         Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
         Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
          – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
          – Что общего во всех словах? (Названия животных)
          –  Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
ДОМЫСЛИВАНИЕ
         Предлагается тема урока и слова "помощники":                                      
          Повторим
          Изучим
          Узнаем
          Проверим
                                                                                                 
       С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.                  

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ.
  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
  2. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.
  3. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.
  4. ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ.
  5. ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Д/З.
  6. ЛОВИ ОШИБКУ!
  7. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
         Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по разному:
  • Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.
  • Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)
  • Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
  • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.
         Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ
         Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки, используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимают бочонки русского лото с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…

ЛОВИ ОШИБКУ!
         Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки.                      
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.                                                                                  Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!                                                                         Ученик получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…).

  1. УДИВЛЯЙ!
  2. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.
  3. СВОЯ ОПОРА.
  4. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ.
  5. ЛОВИ ОШИБКУ!
  6. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.
  7. ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.
               
СВОЯ ОПОРА
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).
Замечательно,  если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не еда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА
         Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит  «тысячища»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
  
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
         К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
-       Почему?
-       Как доказать?
-       Чем объяснить?
-       Вследствие чего?
-       В каком случае?
-       Каким образом?
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.
         Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

  1. СВОЯ ОПОРА.
  2. «Да-нетка» или Универсальная игра для всех.
  3. ЛОВИ ОШИБКУ!
  4. РАБОТА В ГРУППАХ.
  5. ИГРА – ТРЕНИНГ.
  6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ».
  7. ЩАДЯЩИЙ ОПРОС.

 ИГРА – ТРЕНИНГ
Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия...
1. Если необходимо проделать большое число однообраз­ных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия
в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
  
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»
         Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у учащихся.
         Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

  1. МИНИ-ПРОЕКТЫ.
  2. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
  3. МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ.
  4. РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ.
  5.  «В СВОЁМ ТЕМПЕ».
  6. ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО».
  7.  «РЕСТАВРАТОР».
            МИНИ-ПРОЕКТЫ
             Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).
            РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
          Учащиеся учатся выбирать правильный вариант написания слова из имеющегося набора.

            МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ
         Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.
-       Что мне интересно больше всего?
-       Чем я хочу заниматься в первую очередь?
-       Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
-       По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
-       О чём хотелось бы узнать как можно больше?
-       Чем я мог бы гордиться?                                                      
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:                         
-       фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);  
-       экспериментальной;
-       изобретательской;
-       теоретической.
          
           ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»
          Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.
           
            «РЕСТАВРАТОР»
          Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
  1. РАЗНОГО РОДА ТРАЕКТОРИИ.
  2. ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁР «БЕГУЩИЕ ОГОНЬКИ».
  3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ.
  4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ.
  5. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК.
ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД.
  1. ТЕСТ.
  2. СВОЯ ОПОРА.
  3. КЛАСТЕР.
  4. ГРУППИРОВКА.
  5. ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ.
  6. ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ.
  7. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ.
            ГРУППИРОВКА
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.                                                                                                               Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ
         Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ
         Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.
         На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ
         Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

  1. ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ.
  2. ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС.
  3. ТИХИЙ ОПРОС.
  4. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.
  5. БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ.
  6. РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
  7. ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.

БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ
        Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
         По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами, рас­четами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стан­дартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.
         Технология проведения:
-       до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты тек­стом вниз. По команде — переворачиваются.
-       во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики при­ступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформ­ления задания не делается. По истечении времени работа прекращает­ся по четкой команде.
-       после: работы сдаются учителю или применяется   вариант само­проверки:
                               а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше,                                    
                                выве­шивает таблицу правильных ответов. Ученики   
                                отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;
 б) небольшое обсуждение по вопросам учени­ков.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ.
  2. «ЁЛОЧКА».
  3.  «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА».
  4.  «ОГОНЁК ОБЩЕНИЯ».
  5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
  6. ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ».

РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ
         Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.
-       Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
-       На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты). 
        
            «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА»
         По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
-       Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;
-       Цветок – довольно неплохо;
-       Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
-       Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

     1)  Выбери верное утверждение:       
-       Я сам не смог справиться с затруднением;
-       У меня не было затруднений;
-       Я только слушал предложения других;
-       Я выдвигал идеи….
    
     2)  Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
    
     3) Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.
    
     4)  Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:
 

         5) Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал
Узнал
Хочу узнать







        
6) Пометки на полях  (инсерт, маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал,  
«!» - новый материал (узнал),        
«?» - хочу узнать

         7) Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

         8) Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

9)          Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

10)     Восстановление деформированного высказывания, правила, текста  или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

11)     Синквейн  - составление четверостишья по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

12)    Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:
-       Мне было интересно…
-       Мы сегодня разобрались….
-       Я сегодня понял, что…
-       Мне было трудно…
-       Завтра я хочу на уроке…

13)  Варианты вопросов, которые задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:
-       Как бы вы назвали урок?
-       Что было самым важным на уроке?
-       Зачем мы сегодня на уроке…?
-       Какова тема сегодняшнего урока?
-       Какова цель урока?
-       Чему посвятим следующий урок?
-       Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
-       Что для тебя было легко (трудно)?
-       Доволен ли ты своей работой?
-       За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

14)  Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
-       Что мы хотели выяснить на уроке?
-       Что нам удалось узнать?
-       Мы ответили на поставленный вопрос?
-       Что будем делать завтра?
-       Что было самым важным на уроке?
-       Кто хочет кого-нибудь похвалить?

15)  Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
-       Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
-       Сначала мы рассуждали так…
-       Потом мы столкнулись с проблемой
-       Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
-       Мы увидели (поняли)…Значит…
-       Теперь мы будем…

Инновационные приемы мотивации (Канарская Ольга Викторовна)

В работе учитывается эволюция развития инновационного подхода в обучении (Д. Брунер, Л. Гольдман, Д. Дьюи, П. Крейтсберг, Д. Колб, Я..А. Коменский, К. Левин, Д. Мезироу, М. Монтессори, Ж..Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Ф. Фребель, Д. Шваб и др.), отечественный опыт учителей-новаторов (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.) методического исследования достижения педагогики творчества и театральной педагогики К.С. Станиславского, Опора на теорию П.Я. Гальперина
(Б.Г. Ананьев, ВТ. Асеев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, В.В. Давыдов , И.А. Джидарьян, Л.В. Каткова, В.Г. Леонтызв, Л.С. Славин,  и др.). 

Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой
Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности .  Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации : эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представ­лений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных реше­ний,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результа­тах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
 IVСоциальные
1  - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,  а о  недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать  в группе, а  общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
При организации учебной деятельности, изуче­ние каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-позна­вательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных дей­ствий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводя­щей в содержание предстоящей темы, Это дости­гается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, раскроить и сшить фартук, выполнить латку на изделии);
б) рассказа учителя о теоретической и практи­ческой значимости предлагаемой темы (например, починить изделие);
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например, раскрой и пошив фартука в различных вариантах, наволочки).
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта зада­ча является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится кроить и шить фартук.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и са­мооценки возможностей по изучению данной темы.
После постановки задачи намечается и обсуждает­ся план предстоящей
1. Принципы инновационного обучения русскому языку:
принцип     дидактической     метафоризации     лингвистических сведений,
- принцип раскрытия творческих способностей приобретать активным путем знания в системе,
- принцип взаимосвязи рационального и эмоционального.
- частнометодический принцип коммуникативной достаточности, функционирующий при отборе и оценке текстового материала, вводимого в уроки;
2. Методы инновационного обучения русскому языку:
- метод проблемной наглядности,
- метод лингвистической аллюзии,
- метод активизации ассоциативных связей;
3. Приемы работы на уроках русского языка:
- ассоциативный,
- "немой" вопрос,
- прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
- прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
Опора на науку инноватику позволила разработать методику обучения русскому языку на уровне инновационной технологии, обеспечивающей функционирование поисково-технологической модели одновременно на организационном, материально-дидактическом и структурном уровнях.
Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:
- в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),
- в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).
Таким образом организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.
Материально-дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией лингвистической наглядности, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие -инновационная опора (лингвистическая метафора-образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом) - и результаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина)-опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора, "провоцирующая" ученика на учебное действие, на "расшифровку" системно-структурной модели в режиме продуктивного творчества, выступает ориентировочной основой умственного действия.
Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.
Так, схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.
Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.
Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.
20
Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.
Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.
Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочи нения-лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.
Мы считаем допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.
Такой опорный конспект - это 1) перенос лингвистического содержания темы в новые "наглядные" условия, дополнение или частичное изменение заданных условий, 2) внимание к орфографическим трудностям, преодолеваемым с помощью знания изученной теории и зафиксированным на опоре, 3) рассказ по ней. И конспект-опора, и учебный клип - своеобразная индивидуализированная информация, основа творческого освоения знаний одновременно с умениями, продукт познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций, результат воображения и продуктивного мышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий